Наиболее распространенные проблемы связанные с работой контроллеров для котлов

Наиболее распространенные проблемы связанные с работой контроллеров для котлов

С началом октября и понижением температуры на улице, как правило, начинаем интенсивно отапливать помещения в нашем доме. Если у нас есть котел, оснащенный интеллектуальной автоматикой – то с уверенностью можно сказать, что его работа будет эффективной и экономичной. В случае неожиданной аварии необходимо знать, как определить ее причину  и вернуть и восстановить нормальную работу контроллера. 


 Основные термины


Для того, чтобы понять основные моменты, касающиеся обслуживания контроллеров для котлов важно знать три основных термина, связанных с их работой, которые описываем ниже


  1. Ручная работа  – каждый контроллер фирмы TECHоснащен функцией «ручная работа», которая находится в основном меню


Настройки контроллера в ручном режиме

Если один из приборов, подключенных к контроллеру, не работает в режиме автоматической работы, основным действием, которое необходимо осуществить – войти в меню и попытаться запустить прибор для его диагностики. Если прибор работает в режиме «ручной работы» (например вентилятор), то вероятнее всего, что как контроллер, так и прибор исправны, а проблема заключается в неправильных настройках. Если Вы не можете самостоятельно решить проблему – можете воспользоваться функцией «заводские установки», которые опишем в следующем пункте.

2.  Заводские установки  –  каждый контроллер фирмы TECH оснащен функцией «заводские настройки», которая находится в основном меню.

Возврат прибора в режим «заводские настройки»

После подтверждения функции «заводские настройки» прибор получит обратно все настройки, которые были изменены пользователем с момента получения прибора с фабрики, например, конфигурация насосов, установки вентилятора, питателя и др.

3. Подключение прибора «на прямую» – к каждому исполнительному прибору (например насос, вентилятор, бункер) подключенному к контроллеру TECH поступает напряжение 230В. Можно эти приборы подключить непосредственно в розетку (например, с помощью кабеля для компьютера), для проверки работает он или нет.

Подключение прибора «на прямую» (с помощью кабеля)


Часто встречающиеся сигналы тревоги и неисправности


Ниже приведены наиболее распространенные проблемы, с которыми Вы можете столкнуться во время обслуживания контроллеров для котлов. Какие действия Вы можете осуществить для восстановления правильной работы контроллера, а когда необходимо обратиться в сервис? В этой статье Вы найдете ответы на данные вопросы.

1. Датчик температуры поврежден

Сигнал тревоги связан с отсутствием данных с датчика (датчик не должен быть поврежден).

Возможные причины и способы диагностики:


  • проверить, правильно ли подключен датчик


Неправильное/правильное подключение датчика


  • если датчик удлинён – необходимо проверить качество соединения (рекомендуется соединение пайкой)
  • необходимо проверить, не имеет ли механического повреждения кабель (особенно касается это кабеля датчика питателя, который часто плавится)
  • для правильности работы датчика можно заменить датчики местами (например датчик ГВС с датчиком бункера)
  • если есть такая возможность можно проверить сопротивление датчика. В комнатной температуре оно должно составлять ~ 2k Ω для датчика температуры и ~ 1k Ω для датчика температуры газов сгорания.


2. Температура mosfet слишком высокая

Сигнал тревоги, связанный с перегревом системы управления вентилятором


Возможные причины и способы диагностики:

  • очень загрязнен вентилятор
  • неисправен вентилятор
  • конденсатор вентилятора потерял свою емкость (такой вентилятор можно заменить самому)


Если после исключения вышеуказанных факторов проблема всё же появляется - тогда причиной сигнала тревоги может быть неисправность контроллера. В такой ситуации необходим ремонт контроллера в нашем сервисе.

3. Подающее устройство заблокировано / ошибка датчика Холла

Сигнал тревоги связан с отсутствием получения данных от датчика Холла, который проверяет позицию ящика (толкателя/поршня) 

19.10 6

Датчик Холла для котлов с поршневым фидером


Возможные причины и способы диагностики:

  • проверить, можно ли в ручном режиме запустить устройство подачи и вентилятор
  • если не работает ни одно из приборов, необходимо выполнить действия, описанные в 4 пункте, т.е.: «не работает вентилятор и устройство подачи в режиме автоматическом»


Если не работает исключительно подающее устройство, то причиной неисправности может быть одна из трех нижеописанных ситуаций:


  • механически заблокировано подающее устройство – необходимо проверить в ручном режиме, можно ли его включить. Если двигатель нагревается и гудит – скорее всего он механически заблокирован. Рекомендуется контакт со специалистами с пункта обслуживания котла.
  • поврежден двигатель моторедуктора – если двигатель в режиме ручной работы не подает никаких звуков, то для проверки его работоспособности можно подключить «на прямую»
  • плохо установленный датчик Холла – правильная настройка датчика представлена на нижеуказанной фотографии.


19.10 7

Установка датчика Холла на редукторе

4. Не работает вентилятор и подающий механизм в режиме автоматической работы

Если не работает как вентилятор, так и подающий механизм в режиме автоматической работы – то в первую очередь необходимо проверить, работают ли эти приборы в ручном режиме.


Возможные причины и способы диагностики:

  • отсутствие соединения с «термиком» - каждый контроллер фирмы TECHоснащен биметаллическим датчиком «термик», который в зависимости от типа контроллера выключает подаватель и вентилятор при температуре 85-95°C. После падения температуры на несколько градусов приборы должны работать.
  • неисправный либо неправильно подключенный «термик» – необходимо проверить, правильно ли подключен «термик». Если мы уверены, что «термик» правильно подключен – можем проверить правильность работы, вставляя перемычку на его место.


19.10 8

Правильно сделанная перемычка

Если после подключения перемычки получилось включить подающий механизм и вентилятор – в такой ситуации необходимо заменить «термик» на новый.

5. Не работает вентилятор в автоматическом режиме, но подающий механизм работает.

Вентилятор не включается в автоматическом режиме работы.


Возможные причины и способы диагностики:

  • необходимо проверить в меню «ручная работа», можно ли включить вентилятор
  • если вентилятор правильно работает – то причиной неправильной работы является одна из настроек (например, включенный комнатный терморегулятор)


Если вентилятор  в режиме ручной работы не работает, то причины могут быть следующие:


  • неисправный вентилятор – можно прибор подключить «напрямую» и проверить
  • отключенный термик STB – если котел работает в закрытом контуре, то может иметь термик  STB, который работает как дополнительная защита котла и выключает вентилятор, когда температура достигнет  85- 95°C. В зависимости от модели котла эту защиту перезагрузить в ручную.


19.10 9

Термик STB подключенный/отключенный

6. Не работает насос ЦО

Контроллер не включает циркуляционного насоса ЦО


Возможные причины и способы диагностики:

  • необходимо проверить в меню ручной работы можно ли включить насос ЦО


Если насос работает должным образом, то возможной причиной неполадки может быть одна из настроек:

I неправильный режим работы насоса (включен летний режим)

II включен комнатный терморегулятор
III не достигнут порог включения насоса на датчике ЦО (смотрите информацию в инструкции к контроллеру).

Если нет уверенности, что установки правильные мы можем вернуть настройки контроллера в режим «заводские настройки».

Если насос в ручном режиме работы не работает, причина может быть следующей:


  • неисправный насос – необходимо заменить или отремонтировать насос
  • неисправный контроллер – необходимо сконтактироваться с сервисом фирмы TECH в России

Насос в летнем режиме постоянно работает и не выключается, несмотря на достижение заданной температуры ГВС. Это предотвращает перегрев котла в летнем режиме.


Возможные причины и способы диагностики:

  • изменить настройку «НАСОС ГВС ЛЕТО» на «выключить» (если Вы хотите, чтобы насос выключался в летнем режиме в соответствии с установками ГВС). Такие настройки доступны в сервисном меню.


8. Не работает насос ГВС

Контроллер не включает насоса ГВС.


Возможные причины и способы диагностики:

  • необходимо проверить в меню «ручная работа» можно ли включить насос ГВС


Если насос работает должным образом, то вероятной причиной неполадки может быть одна из следующих настроек: 


  • неправильный режим работы насоса (включен режим отопления дома)
  • температура ЦО ниже, чем текущая температура ГВС
  • температура не достигла порога включения на датчике ЦО (смотрите инструкцию обслуживания контроллера)


Если нет уверенности, что настройки правильно установлены – то необходимо контроллер перевести в режим «заводских настроек».


Пользователи контроллеров совершают две основные ошибки. Во-первых в период, когда не пользуются котлом забывают выключать питание из сети – в это время происходит больше всего ударов молний, которые могут повредить наше оборудование. Во-вторых очень поздно делают технические осмотры своих систем отопления перед отопительным сезоном.

Это очень часто приводит к поломкам. Временами проблемы настолько серьезные, что только лицо, имеющую соответствующие знания и опыт может их решить. При этом ранее достаточно было бы изменить конкретные параметры контроллера котла или вернуть настройки в режим «заводских настроек», чтобы прибор начал правильно работать.